Загрузка...
Межрегиональное управление Росприроднадзора по г. Москве и Калужской области

Последнее обновление: 26.08.2021

Ответы на часто задаваемые вопросы

О вступлении в силу приказа Росприроднадзора от 29.05.2020 № 585

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования в связи
с государственной регистрацией Минюстом России приказа Минприроды России от 09.12.2020 № 1038 «О признании утратившими силу некоторых приказов Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации в сфере предоставления государственных услуг» (зарегистрирован Минюстом России 02.03.2021, регистрационный № 62644) (далее – приказ Минприроды России
№ 1038) сообщает следующее.

Приказом Минприроды России № 1038 признается утратившим силу, среди прочих, приказ Минприроды России от 01.07.2016 № 379 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности» (зарегистрирован Минюстом России 28.07.2016, регистрационный № 43019) (далее – приказ Минприроды России № 379).

В соответствии с пунктом 3 приказа от 29.05.2020 № 585 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования предоставления государственной услуги по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности» (зарегистрирован
в Минюстом России 08.07.2020, регистрационный № 58871) (далее – приказ Росприроднадзора № 585, Административный регламент) настоящий приказ вступает в силу со дня признания утратившим силу приказа Минприроды России № 379.

В соответствии с пунктом 12 Указа Президента Российской Федерации
от 23.05.1996 № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации
и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу.

Приказ Минприроды России № 1038 опубликован на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 02.03.2021, номер опубликования № 0001202103020036.

Приказ Росприроднадзора № 585 вступает в силу с 13.03.2021, в связи с чем обращаем внимание на порядок разграничения полномочий при предоставлении государственной услуги между центральным аппаратом и территориальными органами Росприроднадзора, установленный пунктами 8-11 Административного регламента.

Так, в соответствии с пунктом 8 Административного регламента центральный аппарат Росприроднадзора осуществляет предоставление государственной услуги
в части:

сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания отходов
I-II классов опасности;

размещения отходов I - IV класса опасности;

сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания отходов III-IV классов опасности в случае осуществления такой деятельности на территории нескольких субъектов Российской Федерации, полномочия по предоставлению государственной услуги на территории которых осуществляют разные территориальные органы Росприроднадзора.

Территориальные органы Росприроднадзора, в соответствии с пунктом 9 Административного регламента, предоставляют государственную услугу
по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию отходов III-IV классов опасности на территориях тех субъектов Российской Федерации, в границах которых они осуществляют предоставленные им полномочия.

В случае, если заявителем планируется осуществление видов работ, указанных одновременно в пунктах 8 и 9 Административного регламента, предоставление государственной услуги осуществляет центральный аппарат Росприроднадзора.

Передача территориальному органу Росприроднадзора полномочий
по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию отходов III-IV классов опасности, в случае осуществления такой деятельности на территории нескольких субъектов Российской Федерации, отнесенных к полномочиям двух и более территориальных органов, осуществляется поручением Руководителя (заместителя Руководителя) Росприроднадзора, подготовленным на основании мотивированной служебной записки соответствующего структурного подразделения центрального аппарата Росприроднадзора.

В настоящее время ведется работа по внесению изменений
в Административный регламент в целях приведения его в соответствие
с изменениями, внесенными Федеральным законом от 27.12.2019 № 478-ФЗ
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части внедрения реестровой модели предоставления государственных услуг по лицензированию отдельных видов деятельности» в Федеральный закон от 04.05.2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2020 № 2343
«Об утверждении Правил формирования и ведения реестра лицензий и типовой формы выписки из реестра лицензий», постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2020 № 2290 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности».

Таким образом, приказ Росприроднадзора № 585 применяется в части,
не противоречащей действующему законодательству.


О вступлении в силу постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2020 № 2290

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования информирует, что с 01.01.2021 Положение о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 № 1062 (далее – Положение о лицензировании № 1062) утратило силу в соответствии с п. 25 Приложения 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 № 1496 «О признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации, об отмене некоторых нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий
по контролю при осуществлении государственного экологического надзора».

Вместе с тем, с 01.01.2021 вступило в силу постановление
Правительства Российской Федерации от 26.12.2020 № 2290 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности» (далее – Положение о лицензировании № 2290).

Положением о лицензировании № 2290 изменены как отдельные лицензионные требования, предъявляемые к соискателю лицензии (лицензиату),
так и отдельные требования к перечню предоставляемой соискателем лицензии (лицензиатом) информации, необходимой для получения (переоформления) лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке,
утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности
(далее – деятельность в области обращения с отходами I-IV классов опасности).

Пунктом 5 Положения о лицензировании № 2290 установлен перечень информации, которую соискателям лицензии необходимо указать в заявление
о предоставлении лицензии для ее получения.

Пунктом 7 Положения о лицензировании № 2290 установлен перечень информации, которую лицензиату необходимо указать в заявлении
о переоформлении лицензии для ее переоформления.

Так, подпунктом «б» пункта 5 Положения о лицензировании № 2290, а также подпунктом «б» пункта 7 Положения о лицензировании № 2290 установлены требования для работ по транспортированию отходов I-IV классов опасности.

При этом обращаем внимание, что указанные выше пункты 5 и 7 Положения
о лицензировании № 2290 не содержат требований о представлении
соискателем лицензии реквизитов или лицензиатом сведений о наличии
санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, которые планируется использовать для выполнения работ по транспортированию отходов I-IV классов опасности.

Подпункты «в», «г» и «д» пункта 3 Положения о лицензировании № 2290 содержат лицензионные требования, предъявляемые к соискателю лицензии,
а также к лицензиату при намерении или осуществлении работ по обработке отходов I-IV классов опасности, утилизации отходов I-IV классов опасности
и обезвреживании отходов I-IV классов опасности, соответственно.

Так, указанные выше пункты содержат, в том числе, требования о наличии
у соискателя лицензии (лицензиата) на праве собственности или ином законном основании, при выполнении работ по обработке, утилизации, обезвреживании отходов I-IV классов опасности, специализированного мобильного оборудования (установок) в случае, если технология по выполнению указанных работ требует наличия такого оборудования и (или) специализированных установок.

При этом подпунктами «в», «г» и «д» пункта 7 Положения о лицензировании № 2290 установлено, что при намерении осуществлять лицензируемый
вид деятельности по адресу места его осуществления, не указанному
в лицензии, при выполнении работ с применением мобильного оборудования (установок) указание в заявлении о переоформлении лицензии реквизитов
санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений и оборудования, которые планируется использовать для выполнения заявленных работ, не требуется.

Также в подпункт «г» пункта 3 Положения о лицензировании № 2290,
при намерении или осуществлении соискателем лицензии (лицензиатом) работ
по утилизации отходов I-IV классов опасности включено требование о наличии
у соискателя лицензии (лицензиата) положительного заключения государственной экологической экспертизы (в случаях, определенных Федеральным законом
от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»), а также использование лицензиатом объекта утилизации отходов I-IV классов опасности в соответствии
с документацией, получившей указанное положительное заключение государственной экологической экспертизы.

При этом подпункты «г» пунктов 5 и 7 Положения о лицензировании
№ 2290 также содержат требования о представлении в заявлении о предоставлении (переоформлении) лицензии на деятельность в области обращении с отходами соискателем лицензии (лицензиатом) информации о реквизитах положительного заключения государственной экологической экспертизы в случаях, когда обязанность по получению такого заключения предусмотрена Федеральным законом от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе».


О разъяснении по вопросу указания в лицензии конкретного адреса осуществления вида деятельности при использовании мобильных установок

Правовая основа лицензируемой деятельности определена Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон № 99-ФЗ) и Положением о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2020 № 2290 (далее – Положение № 2290).

В Законе № 99-ФЗ установлено требование о необходимости включения
в лицензию сведений об адресах мест осуществления лицензируемого вида деятельности (пп. 2, 3 п. 1 ст. 15).

В силу п. 8 ст. 3 Закона № 99-ФЗ местом осуществления отдельного вида деятельности, подлежащего лицензированию (далее – место осуществления лицензируемого вида деятельности), является объект (помещение, здание, сооружение, иной объект), который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении, соответствует лицензионным требованиям, принадлежит соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании, имеет почтовый адрес или другие позволяющие идентифицировать объект данные. Место осуществления лицензируемого вида деятельности может совпадать
с местом нахождения соискателя лицензии или лицензиата.

В соответствии с ч. 2 ст. 9 Закона № 99-ФЗ юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, получившие лицензию, вправе осуществлять деятельность, на которую предоставлена лицензия, на всей территории Российской Федерации со дня, следующего за днем принятия решения
о предоставлении лицензии.

Указанные положения Закона № 99-ФЗ применяются с учетом положений
п. 8 ст. 3 Закона № 99-ФЗ в случае осуществления деятельности, не связанной с размещением на земельных участках (зданиях, сооружениях) объектов, предназначенных для осуществления такой деятельности.

При намерении соискателя лицензии (лицензиата) осуществлять деятельность по обращению с отходами I - IV классов опасности с использованием (перемещение) установки (мобильной и/или стационарной) для выполнения работ по утилизации или обезвреживанию на земельных участках, предназначенных для осуществления такой деятельности, соискателю лицензии (лицензиату) необходимо указывать конкретное место (адрес) осуществления лицензируемого вида деятельности с учетом положений п. 8 ст. 3 Федерального закона № 99-ФЗ и Положения № 2290.

Следовательно, в случае осуществления деятельности по обработке, обезвреживанию, утилизации, размещению отходов I-IV классов опасности
(в том числе, с использованием специализированного оборудования, установок, техники (мобильного и (или) стационарного) на конкретных земельных участках, которые имеют адреса или другие позволяющие идентифицировать объект данные, действие лицензии будет распространяться только на конкретный адрес, указанный в лицензии.


О разъяснении по вопросу осуществления хозяйствующими субъектами работ по транспортированию отходов I-IV классов опасности на территории субъектов Российской Федерации

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ), лицензирующей деятельности - положениями Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Федеральный закон № 99-ФЗ).

В ст. 1 Федерального закона № 89-ФЗ даны основные определения в области обращения с отходами, в том числе, транспортированием отходов является перевозка отходов автомобильным, железнодорожным, воздушным, внутренним водным и морским транспортом в пределах территории Российской Федерации,
в том числе по автомобильным дорогам и железнодорожным путям, осуществляемая вне границ земельного участка, находящегося в собственности индивидуального предпринимателя или юридического лица либо предоставленного им на иных правах.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона № 89-ФЗ, а также
в соответствии с п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона № 99-ФЗ лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.

Вместе с тем, пунктами 2 и 3 ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 99-ФЗ предусмотрено требование о необходимости включения в лицензию, в том числе, сведений об адресах мест осуществления лицензируемого вида деятельности
(за исключением деятельности по перевозкам грузов, пассажиров или иных лиц).

Согласно п. 8 ст. 3 Федерального закона № 99-ФЗ местом осуществления отдельного вида деятельности, подлежащего лицензированию (далее – место осуществления лицензируемого вида деятельности), является объект (помещение, здание, сооружение, иной объект), который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении, соответствует лицензионным требованиям, принадлежит лицензиату на праве собственности либо ином законном основании, имеет почтовый адрес или другие позволяющие идентифицировать объект данные. Место осуществления лицензируемого вида деятельности может совпадать с местом нахождения лицензиата.

Также ч. 2 ст. 9 Федерального закона № 99-ФЗ установлено, что юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, получившие лицензию, вправе осуществлять деятельность, на которую предоставлена лицензия, на всей территории Российской Федерации со дня, следующего за днем принятия решения о предоставлении лицензии.

Указанные положения Федерального закона № 99-ФЗ применяются с учетом положений п. 8 ст. 3 Федерального закона № 99-ФЗ в отношении деятельности, не связанной с размещением на земельных участках (зданиях, сооружениях) объектов, предназначенных для осуществления такой деятельности.

При намерении хозяйствующего субъекта осуществлять деятельность,
не связанную с размещением на земельных участках (зданиях, сооружениях) объектов, предназначенных для осуществления такой деятельности (транспортирование отходов I-IV классов опасности), привязка к месту осуществления лицензируемого вида деятельности осуществляется исходя
из понятия места осуществления лицензируемого вида деятельности, установленного п. 8 ст. 3 Федерального закона № 99-ФЗ, которое, в том числе, определяет, что место осуществления лицензируемого вида деятельности может совпадать с местом нахождения хозяйствующего субъекта.

Таким образом, в случае осуществления деятельности, не связанной
с размещением на земельных участках (зданиях, сооружениях) объектов, предназначенных для осуществления такой деятельности (транспортирование отходов I-IV классов опасности), действие лицензии будет распространяться
на всю территорию Российской Федерации

При этом требования ч. 5 ст. 9 Федерального закона № 99-ФЗ, устанавливающие для лицензиата уведомительный порядок лицензирующих органов субъектов Российской Федерации, не распространяются на лицензии, выданные лицензирующими органами федерального значения.