Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору
Наименование
Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору
Категория получателей
Юридические лица
Индивидуальные предприниматели
Кем предоставляется
Территориальные органы Росприроднадзора
Уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации
Способы получения услуги
В бумажном виде
В электронном виде
Стоимость для физ. лиц
Не предусмотрена
Стоимость для юр. лиц
Не предусмотрена
Результат
Свидетельство о постановке объекта на учет или уведомление об отказе в постановке объекта на учет;
Свидетельство об актуализации сведений или уведомление об отказе в актуализации сведений об объекте;
Свидетельство о снятии объекта с учета или уведомление об отказе в снятии объекта с учета;
Дубликат свидетельства (о постановке объекта на учет, об актуализации сведений, о снятии объекта с учета) или извещение об отказе в выдаче дубликата свидетельства
Что такое объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду (далее – объект НВОС)?
Согласно основным понятиям статьи 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»:
негативное воздействие на окружающую среду – это воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды;
объект НВОС – это объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков.
Таким образом объект, последствия осуществления хозяйственной и (или) иной деятельности на котором приводят к негативным изменениям качества окружающей среды, и оказывает негативного воздействия на окружающую среду отнесен к числу объектов НВОС.
При наличии совокупности объектов существуют 2 альтернативных признака единого объекта НВОС (достаточно одного из них или обоих), которые следует учитывать при его идентификации:
- единое назначение;
- неразрывная физическая или технологическая связанность.
Неразрывная технологическая связанность совокупности объектов заключается в невозможности осуществления хозяйственной и (или) иной деятельности с использованием объекта НВОС или возникновении существенных затруднений при ее осуществлении в случае отсутствия хотя бы одного из объектов совокупности, составляющей объект НВОС.
Какие объекты не являются объектами НВОС?
Согласно основным понятиям статьи 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»:
негативное воздействие на окружающую среду – это воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды;
объект НВОС – это объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков.
Таким образом, не является объектом НВОС объект, последствия осуществления хозяйственной и (или) иной деятельности на котором не приводят к негативным изменениям качества окружающей среды, то есть не оказывают негативного воздействия на окружающую среду.
Кому необходимо ставить на государственный учет объекты НВОС?
Согласно статье 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и пункта 2 Административного регламента предоставления государственной услуги по государственному учету объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, утвержденного приказом Росприроднадзора от 06.02.2020 № 104 (зарегистрирован Минюстом России 23.03.2020, рег. № 57808), объекты НВОС подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, либо их уполномоченными представителями, действующими на основании доверенности, оформленной в соответствии с требованиями гражданского законодательства Российской Федерации.
Как поставить объект НВОС на государственный учет?
Требования к государственному учету объектов НВОС установлены статьей 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Правилами создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2016 № 572, и Административным регламентом предоставления государственной услуги по государственному учету объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, утвержденным приказом Росприроднадзора от 06.02.2020 № 104 (зарегистрирован Минюстом России 23.03.2020, рег. № 57808).
За невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов НВОС, предоставлению сведений для актуализации учетных сведений в реестре объектов НВОС статьей 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
Как поставить на государственный учет объект НВОС расположенный на территории нескольких субъектах Российской Федерации?
В соответствии с пунктом 15 Административного регламента предоставления государственной услуги по государственному учету объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, утвержденного приказом Росприроднадзора от 06.02.2020 № 104 (зарегистрирован Минюстом России 23.03.2020, рег. № 57808), в случае если объект НВОС расположен в пределах территории двух и более субъектов Российской Федерации, заявитель направляет заявку о постановке объекта НВОС на государственный учет в один из уполномоченных органов согласно их компетенции по месту размещения такого объекта НВОС.
В какие сроки необходимо поставить объект НВОС на государственный учет?
В соответствии с пунктом 2 статьи 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ) постановка на государственный учет объектов НВОС осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.
Вместе с тем, законодательство Российской Федерации в области охраны окружающей среды, в том числе Федеральный закон № 7-ФЗ, не содержит ограничений в части минимального срока с даты начала эксплуатации объекта НВОС для постановки такого объекта на государственный учет.
Как подать документы для получения государственной услуги по государственному учету объектов НВОС?
В соответствии с пунктом 20 Административного регламента предоставления государственной услуги по государственному учету объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, утвержденного приказом Росприроднадзора от 06.02.2020 № 104 (зарегистрирован Минюстом России 23.03.2020, рег. № 57808) (далее – Административный регламент), заявительные документы направляются посредством почтового отправления с описью вложения и уведомлением о вручении или в электронной форме через личный кабинет в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://lk.rpn.gov.ru с использованием федеральной государственной информационной системы «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме».
Согласно пункту 48 Административного регламента возможность получения государственной услуги в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе посредством комплексного запроса, отсутствует.
Какие документы, необходимы для предоставления государственной услуги по постановке объекта НВОС на государственный учет?
В соответствии с пунктом 14 Административного регламента предоставления государственной услуги по государственному учету объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, утвержденного приказом Росприроднадзора от 06.02.2020 № 104 (зарегистрирован Минюстом России 23.03.2020, рег. № 57808), документом, необходимым для предоставления государственной услуги, является заявка о постановке объекта НВОС на государственный учет, оформленная в соответствии с приказом Минприроды России от 23.12.2015 № 554 «Об утверждении формы заявки о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью» (зарегистрирован Минюстом России 05.02.2016, рег. № 40963), содержащая сведения, необходимые для внесения в федеральный государственный реестр, предусмотренные пунктом 17 Правил создания и ведения государственного реестра объектов НВОС, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2016 № 572.
Какой срок предоставления государственной услуги по постановке объекта НВОС на государственный учет?
В соответствии с пунктом 12 Административного регламента предоставления государственной услуги по государственному учету объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, утвержденного приказом Росприроднадзора от 06.02.2020 № 104 (зарегистрирован Минюстом России 23.03.2020, рег. № 57808), постановка объекта НВОС на государственный учет, включая направление уведомления заявителю о результате предоставления государственной услуги, осуществляется в срок, не превышающий 10 дней со дня поступления в уполномоченный орган заявки о постановке объекта НВОС на государственный учет.
Что является результатом выполнения административных процедур по постановке объекта НВОС на государственный учет?
В соответствии с пунктом 68 Административного регламента предоставления государственной услуги по государственному учету объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, утвержденного приказом Росприроднадзора от 06.02.2020 № 104 (зарегистрирован Минюстом России 23.03.2020, рег. № 57808), результатом выполнения административной процедуры является направление заявителю свидетельства о постановке объекта НВОС на государственный учет или уведомления об отказе в постановке объекта НВОС на государственный учет. Получение заявителем результата предоставления государственной услуги осуществляется в зависимости от способа, указанного в заявительных документах: лично на руки, посредством почтового отправления, в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.
Фиксация результата осуществляется в системе электронного документооборота путем присвоения регистрационного номера сопроводительному письму о направлении заявителю результата предоставления государственной услуги.
Как присваивается категория объекту НВОС?
Статьей 4.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что присвоение категории объекту НВОС осуществляется при его постановке на государственный учет на основании Критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2398 (далее – Критерии № 2398).
Критерии № 2398 предусматривают отнесение объекта НВОС к соответствующей категории, исходя из вида осуществляемой на объекте деятельности (пункты 1, 2, 4, 6, 8-11 Критериев № 2398), назначения объекта НВОС (пункты 3, 5 Критериев № 2398), а также уровня фактического негативного воздействия на окружающую среду при осуществлении деятельности на объекте НВОС (пункт 7 Критериев № 2398).
В соответствии с пунктом 24 Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2016 № 572, в случае если объект соответствует нескольким критериям, на основании которых он может быть отнесен одновременно к объектам I, II, III и (или) IV категории, такому объекту присваивается категория, соответствующая категории по наибольшему уровню негативного воздействия на окружающую среду.
Как можно изменить присвоенную ранее категорию объекту НВОС?
В соответствии с пунктом 29 Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2016 № 572, категория объекта НВОС может быть изменена в зависимости от уровня негативного воздействия на окружающую среду при актуализации учетных сведений об объекте в соответствии.
Исчерпывающий перечень случаев, в которых сведения об объекте НВОС подлежат актуализации, определен пунктом 6 статьи 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Подлежат ли постановке на государственный учет объектов НВОС строительные площадки?
Статья 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный Закон № 7-ФЗ) определяет объект НВОС как объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков.
Согласно пункту 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ к объектам капитального строительства относятся: здания, строения, сооружения, объекты, строительство которых не завершено, за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).
Таким образом, осуществление на объекте НВОС хозяйственной и (или) иной деятельности по строительству объектов капитального строительства попадает под приведенное в статье 1 Федерального закона № 7-ФЗ определение объекта НВОС.
При этом постановке на государственный учет подлежит не строящийся объект капитального строительства, а объект, на котором осуществляется деятельность по строительству такого объекта капитального строительства (строительная площадка).
Согласно подпункту 3 пункта 6 и пункту 11 Критериев отнесения объектов НВОС к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2398, осуществление на объекте НВОС хозяйственной и (или) иной деятельности по строительству объектов капитального строительства является основанием для отнесения такого объекта НВОС к объектам III или IV категории в зависимости от продолжительности осуществления указанной деятельности.
Как поставить строительную площадку на государственный учет?
В соответствии с пунктом 1 статьи 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объекты НВОС подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
Порядок постановки объекта НВОС на государственный учет определен Правилами создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2016 № 572, а также Административным регламентом предоставления государственной услуги по государственному учету объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, утвержденным приказом Росприроднадзора от 06.02.2020 № 104 (зарегистрирован Минюстом России 23.03.2020, рег. № 57808).
Основанием для постановки объектов НВОС на государственный учет является заявка о постановке на государственный учет, форма которой утверждена приказом Минприроды России от 23.12.2015 № 554.
При этом для объекта НВОС, на котором осуществляется хозяйственная и (или) иная деятельность по строительству объекта капитального строительства, в качестве даты начала эксплуатации указывается дата начала работ по строительству, в том числе дата выдачи разрешения на строительство в случае необходимости получения такого разрешения в соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ.
Подлежит ли постановке на государственный учет объект, на котором осуществляется деятельность по реконструкции, капитальному ремонту, ликвидации объекта капитального строительства?
Согласно подпункту 3 пункта 6 и пункту 11 Критериев отнесения объектов НВОС к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2398, основанием для отнесения объекта к объектам НВОС III или IV категории является осуществление на таком объекте хозяйственной и (или) иной деятельности по строительству объектов капитального строительства в зависимости от продолжительности осуществления указанной деятельности.
В соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ:
объекты капитального строительства – здания, строения, сооружения, объекты, строительство которых не завершено, за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие);
строительство – создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства);
реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) – изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов;
капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) – замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов;
снос объекта капитального строительства – ликвидация объекта капитального строительства путем его разрушения (за исключением разрушения вследствие природных явлений либо противоправных действий третьих лиц), разборки и (или) демонтажа объекта капитального строительства, в том числе его частей.
Осуществление на объекте НВОС хозяйственной и (или) иной деятельности по реконструкции, капитальному ремонту, ликвидации объекта капитального строительства не является самостоятельным критерием отнесения такого объекта к соответствующей категории негативного воздействия на окружающую среду.
В соответствии с пунктом 6 статьи 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в случае изменения характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды, сбросов загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, объектов размещения отходов производства и потребления на период реконструкции, капитального ремонта, ликвидации объекта капитального строительства сведения об объекте НВОС, на котором выполняются указанные работы, подлежат актуализации.
На кого возлагается обязанность по постановке на государственный учет строительной площадки?
В соответствии с пунктом 1 статьи 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объекты НВОС подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
Для объекта НВОС, на котором осуществляется хозяйственная и (или) иная деятельность по строительству объекта капитального строительства, документом, подтверждающим право осуществления деятельности по строительству, является разрешение на строительство, получение которого предусмотрено статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ (далее – ГрК РФ).
Лицом, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте НВОС, на котором осуществляется строительство объекта капитального строительства, является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, получившие разрешение на строительство в соответствии со статьей 51 ГрК РФ.
Вместе с тем, согласно пункту 3 статьи 52 ГрК РФ лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, может являться застройщик либо индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, заключившие договор строительного подряда.
В соответствии со статьями 740, 743, 751 части 2 Гражданского кодекса Российской Федерации от 26.01.1996 № 14-ФЗ по договору строительного подряда подрядчик обязан:
в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену;
осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ. При отсутствии иных указаний в договоре строительного подряда предполагается, что подрядчик обязан выполнить все работы, указанные в технической документации и в смете;
при осуществлении строительства и связанных с ним работ соблюдать требования закона и иных правовых актов об охране окружающей среды и о безопасности строительных работ.
Подлежит ли постановке на государственный учет объект, на котором осуществляется строительство линейных объектов?
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ) объектом НВОС является объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков.
Согласно пункту 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ (далее – ГрК РФ) к объектам капитального строительства относятся: здания, строения, сооружения, объекты, строительство которых не завершено, за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).
Подпункт 10.1 пункта 10 статьи 1 ГрК РФ определяет в качестве линейного объекта линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Таким образом, осуществление на объекте НВОС хозяйственной и (или) иной деятельности по строительству линейных объектов попадает под приведенное в статье 1 Федерального закона № 7-ФЗ определение объекта НВОС.
При этом постановке на государственный учет подлежит не строящийся линейный объект, а объект, на котором осуществляется деятельность по строительству такого объекта (строительная площадка).
Согласно подпункту 3 пункта 6 и пункту 11 Критериев отнесения объектов НВОС к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2398, осуществление на объекте НВОС хозяйственной и (или) иной деятельности по строительству объектов капитального строительства является основанием для отнесения такого объекта НВОС к объектам III или IV категории в зависимости от продолжительности осуществления указанной деятельности.
Подлежат ли постановке на государственный учет объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта?
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ) объектом НВОС является объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков.
Пунктом 1 статьи 69.2 Федерального закона № 7-ФЗ установлена обязанность по постановке объектов НВОС на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
Согласно подпункту 4 пункта 3 раздела II Критериев отнесения объектов НВОС к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2398 (далее – Критерии № 2398), объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта относятся к объектам НВОС II категории при несоответствии таких объектов критериям, установленным в разделе IV Критериев № 2398.
Таким образом, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта являются объектами НВОС и подлежат постановке на государственный учет в установленном порядке.
Согласно статье 2 технического регламента Таможенного союза «О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта» (ТР ТС 003/2011), принятого Решением Комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 № 710:
инфраструктура железнодорожного транспорта – технологический комплекс, включающий в себя подсистемы инфраструктуры железнодорожного транспорта, составные части подсистем и элементы составных частей подсистем инфраструктуры железнодорожного транспорта, обеспечивающие функционирование этого комплекса;
объект инфраструктуры железнодорожного транспорта – составная часть подсистем инфраструктуры железнодорожного транспорта или совокупность составных частей ее подсистем.
Перечень составных частей подсистем и элементов составных частей подсистем инфраструктуры железнодорожного транспорта приведен в Приложении № 1 к ТР ТС 003/2011.
Подлежат ли постановке на государственный учет морские и речные суда (суда служебно-вспомогательного флота), причальные объекты?
В соответствии с определениями основных понятий, применяемым в тексте Федерального закона от 08.11.2007 № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 261-ФЗ), объектами инфраструктуры морского порта являются здания, сооружения, суда, устройства и оборудование, расположенные на территории морского порта и используемые для осуществления деятельности в целях торгового мореплавания, в том числе для оказания услуг.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 16 Федерального закона № 261-ФЗ владельцы объектов инфраструктуры морского флота обязаны осуществлять эксплуатацию объектов инфраструктуры морского порта, в том числе в соответствии с требованиями обеспечения экологической безопасности.
Таким образом, в случае наличия у юридического лица или индивидуального предпринимателя объекта, являющегося объектом инфраструктуры морского порта, отвечающего требованиям подпункта 2 пункта 3 раздела II Критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2398, такой объект подлежит постановке на государственный учет с присвоением соответствующей категории.
В соответствии с определениями основных понятий, применяемым в тексте Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 № 81-ФЗ:
судно – самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях торгового мореплавания;
морская плавучая платформа – судно, предназначенное для разведки и разработки минеральных и других неживых ресурсов морского дна и его недр.
Суда (за исключением морских плавучих платформ) относятся к транспортным средствам.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»:
объект НВОС – объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков;
стационарный источник загрязнения окружающей среды – источник загрязнения окружающей среды, местоположение которого определено с применением единой государственной системы координат или который может быть перемещен посредством передвижного источника загрязнения окружающей среды;
передвижной источник загрязнения окружающей среды – транспортное средство, двигатель которого при его работе является источником загрязнения окружающей среды.
Учитывая изложенное, постановка судов служебного-вспомогательного флота на государственный учет в качестве самостоятельных объектов НВОС действующим законодательством не предусмотрена, передвижные источники загрязнения окружающей среды учитываются в составе основного объекта НВОС.
Выбросы загрязняющих веществ от передвижных источников (суда служебного-вспомогательного флота) должны учитываться при расчете нормативов выбросов в качестве фонового загрязнения атмосферного воздуха.
Подлежат ли постановке на государственный учет гаражи и открытые стоянки?
Согласно основным понятиям статьи 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»:
стационарный источник загрязнения окружающей среды – это источник загрязнения окружающей среды, местоположение которого определено с применением единой государственной системы координат или который может быть перемещен посредством передвижного источника загрязнения окружающей среды;
передвижной источник загрязнения окружающей среды – это транспортное средство, двигатель которого при его работе является источником загрязнения окружающей среды.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее – Федеральный закон № 96-ФЗ) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах НВОС, проводят инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте НВОС (при их наличии) (далее – Инвентаризация), документируют и хранят полученные в результате проведения Инвентаризации и корректировки Инвентаризации сведения.
Инвентаризация осуществляется в соответствии с Порядком проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, утвержденным приказом Минприроды России от 07.08.2018 № 352 (далее – Порядок).
Согласно пункту 4 Порядка при проведении Инвентаризации в качестве стационарных источников выбросов учитываются:
источники, из которых загрязняющие вещества поступают в атмосферный воздух через специальные устройства отвода выбросов, например, установки очистки газа, трубы, вентиляционные шахты, газоходы, воздуховоды, факельные устройства (далее - организованные);
источники, из которых загрязняющие вещества поступают в атмосферный воздух из установленного отверстия (далее - точечные, вид организованных);
источники, из которых загрязняющие вещества поступают в атмосферный воздух в составе ненаправленных потоков газа, в том числе места загрузки, выгрузки или хранения сырья, материалов, продукции и иных веществ, негерметичности (неплотности) технологического оборудования, из которых вещества поступают в атмосферный воздух, размещенные на территории объекта ОНВ или в санитарно-защитной зоне отходы, имеющие непосредственный контакт с атмосферным воздухом, например, пылящие поверхности хвостохранилищ, карьеров (далее - неорганизованные);
источники, из которых загрязняющие вещества поступают в атмосферный воздух по установленной линии значительной протяженности, например, аэрационные фонари цехов (далее - линейные);
источники, из которых загрязняющие вещества поступают в атмосферный воздух с установленной ограниченной поверхности или площади (далее - площадные, вид неорганизованных).
Таким образом, стоянки автотранспорта являются стационарными источниками выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и, в зависимости от способа поступления загрязняющих веществ в атмосферный воздух, подразделяются на организованные (например – закрытые гаражи с вентустановками) или неорганизованные (например – закрытые гаражи без вентустановок, открытые стоянки, склады ГСМ, ТЗП) стационарные источники.
Объекты НВОС, на территории которых находятся стационарные источники загрязнения окружающей среды, подлежат постановке на государственный учет согласно положениям статьи 69.2 Федерального закона № 7-ФЗ.
Автотранспортные средства относятся к передвижным источникам выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, для которых согласно пункту 6 статьи 12 Федерального закона № 96-ФЗ технические нормативы выбросов загрязняющих веществ устанавливаются техническими регламентами, принимаемыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Выбросы загрязняющих веществ от автотранспортных средств на открытых стоянках учитываются при расчете нормативов выбросов в качестве фонового загрязнения атмосферного воздуха в составе объекта НВОС.
Подлежат ли постановке на государственный учет офисы, детские учреждения, магазины, торговые центры?
Согласно основным понятиям статьи 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ):
негативное воздействие на окружающую среду – это воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды;
объект НВОС – это объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков.
Таким образом объект, последствия осуществления хозяйственной и (или) иной деятельности на котором не приводят к негативным изменениям качества окружающей среды, не оказывает негативного воздействия на окружающую среду и, как следствие, не может быть отнесен к числу объектов НВОС.
При этом статьей 4.2. Федерального закона № 7-ФЗ установлено, что при постановке объекта НВОС на государственный учет ему присваивается соответствующая категория на основании Критериев отнесения объектов НВОС к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2398 (далее – Критерии № 2398).
В соответствии с пунктом 7 Критериев № 2398 основанием для отнесения объектов НВОС к объектам IV категории является наличие одновременно следующих критериев:
отсутствие выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух или наличие на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды, масса загрязняющих веществ в выбросах в атмосферный воздух которых не превышает 10 тонн в год, а также при отсутствии в составе выбросов веществ I и II классов опасности, радиоактивных веществ (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 8 и 9 Критериев № 2398);
отсутствие сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения, другие сооружения и системы отведения и очистки сточных вод, за исключением сбросов загрязняющих веществ, образующихся в результате использования вод для бытовых нужд, а также отсутствие сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.
Статья 16 Федерального закона № 7-ФЗ определяет следующие виды негативного воздействия на окружающую среду, за которые взимается плата:
выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;
сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;
хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
На кого возлагается обязанность по постановке на государственный учет офисов – на собственника объекта или арендатора?
Согласно статье 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ) объекты НВОС подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
Основанием для постановки объектов НВОС на государственный учет является заявка о постановке на государственный учет, форма которой утверждена приказом Минприроды России от 23.12.2015 № 554 (далее – Заявка).
Заявка подается юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, которые осуществляют хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах НВОС. В частности, в случае передачи объекта НВОС в пользование или владение на праве аренды или ином законном основании Заявку подает арендатор.
При расторжении договора аренды сведения об объекте НВОС подлежат актуализации в соответствии с пунктом 6 статьи 69.2 Федерального закона № 7-ФЗ в связи с заменой юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте НВОС.К какой категории отнести объект НВОС, на котором из источников НВОС имеется только дизельная электростанция мощностью менее 1 МВТ и емкости (резервуар, бак) для дизельного топлива?
Критериями отнесения объектов НВОС к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2398 (далее – Критерии № 2398), предусмотрено отнесение объекта НВОС к соответствующей категории, исходя из вида осуществляемой на объекте деятельности (пункты 1, 2, 4, 6, 8-11 Критериев № 2398), назначения объекта НВОС (пункты 3, 5 Критериев № 2398), а также уровня фактического негативного воздействия на окружающую среду при осуществлении деятельности на объекте НВОС (пункт 7 Критериев № 2398).
Согласно пункту 8 Критериев № 2398 к объектам IV категории относятся объекты НВОС, на которых осуществляется хозяйственная и (или) иная деятельность по производству, в том числе для собственных нужд, электрической энергии (с использованием оборудования с проектной электрической мощностью 1 МВт и менее) и (или) пара и горячей воды (тепловой энергии) (с использованием оборудования с проектной тепловой мощностью 2 Гкал/час и менее) при условии соответствия такого объекта критериям, предусмотренным подпунктом 2 пункта 7 Критериев № 2398.
При этом для отнесения объекта НВОС к объектам IV категории на основании пункта 8 Критериев № 2398 обязательным условием является осуществление на таком объекте НВОС вида деятельности по производству электрической энергии и (или) пара и горячей воды (тепловой энергии) из числа видов деятельности, определенных в классе 35 Общероссийского классификатора видов экономической деятельности.
Осуществление на объекте НВОС хозяйственной и (или) иной деятельности, не указанной в разделах I, II и IV Критериев № 2398 и не соответствующей уровням воздействия на окружающую среду, определенным в разделе IV Критериев № 2398, является основанием для отнесения таких объектов НВОС к объектам III категории.
Подлежит ли постановке на государственный учет как объект НВОС медицинская установка, предназначенная для обезвреживания медицинских отходов?
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ) объектом НВОС является объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков.
Согласно статье 49 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»:
медицинские отходы – все виды отходов, в том числе анатомические, патолого-анатомические, биохимические, микробиологические и физиологические, образующиеся в процессе осуществления медицинской деятельности и фармацевтической деятельности, деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий, деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний и генно-инженерно-модифицированных организмов в медицинских целях, а также при производстве, хранении биомедицинских клеточных продуктов;
медицинские отходы подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, размещению, хранению, транспортировке, учету и утилизации в порядке, установленном законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»:
обращение с отходами – деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов;
обезвреживание отходов – уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание, за исключением сжигания, связанного с использованием твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов), и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду;
объекты обезвреживания отходов – специально оборудованные сооружения, которые обустроены в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначены для обезвреживания отходов.
Таким образом объект, на котором осуществляется хозяйственная и (или) иная деятельность (в том числе медицинская деятельность) по обращению с отходами производства и потребления, в частности деятельность по обезвреживанию медицинских отходов, попадает под приведенное в статье 1 Федерального закона № 7-ФЗ определение объекта НВОС и подлежит постановке на государственный учет в государственном реестре объектов НВОС.
При этом собственно медицинская установка, предназначенная для обезвреживания медицинских отходов, является оборудованием (установкой), применяемым при осуществлении на объекте хозяйственной и (или) иной деятельности по обеззараживанию и (или) обезвреживанию, в том числе термическим способом, биологических и (или) медицинских отходов, и не может идентифицироваться в качестве самостоятельного объекта НВОС.
Можно ли узнать, зарегистрирован ли объект НВОС в Росприроднадзоре?
В соответствии с пунктом 3 статьи 69 Федерального закона от 10.01.2022 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» государственный учет объектов НВОС осуществляется в форме ведения государственного реестра объектов НВОС, который представляет собой государственную информационную систему, создание и эксплуатация которой осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом, законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации и иными нормативными правовыми актами.
Согласно пункту 16 Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2016 № 572, сведения, включающие наименование, организационно-правовую форму юридического лица или фамилию, имя, отчество (при наличии), дату регистрации индивидуального предпринимателя, осуществляющих деятельность на объекте, наименование объекта, информацию о суммарных массах выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ всех источников (выпусков) по объекту в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в утвержденный в установленном порядке перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, о методах (методиках) измерения загрязняющих веществ, использованных при получении этих данных, информацию об объемах или массах размещенных отходов производства и потребления по каждому классу опасности отходов (с разбивкой по годам), размещаются на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://uonvos.rpn.gov.ru в открытом доступе, за исключением информации, отнесенной законодательством Российской Федерации к категории информации ограниченного доступа, и находятся в открытом доступе в течение не менее 10 лет со дня их внесения в государственный реестр.
Является участок пользования недрами объектом НВОС?
Согласно статье 6 раздела II Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее – Закон № 2395-1) недра предоставляются в пользование для:
регионального геологического изучения, включающего региональные геолого-геофизические работы, геологическую съемку, инженерно-геологические изыскания, научно-исследовательские, палеонтологические и другие работы, направленные на общее геологическое изучение недр, геологические работы по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, созданию и ведению мониторинга состояния недр, контроль за режимом подземных вод, а также иные работы, проводимые без существенного нарушения целостности недр;
геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, а также геологического изучения и оценки пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, размещения в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья, размещения в пластах горных пород вод, образующихся у пользователей недр, осуществляющих разведку и добычу, а также первичную переработку калийных и магниевых солей;
разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых;
строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение (научные и учебные полигоны, геологические заповедники, заказники, памятники природы, пещеры и другие подземные полости);
сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.
Объекты, на которых осуществляется хозяйственная и (или) иная деятельность на участках недр, предоставленных в пользование, согласно статье 6 раздела II Закона № 2395-1, могут рассматриваться в качестве объектов НВОС и подлежат постановке на государственный учет объектов НВОС в соответствии с пунктом 1 статьи 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Критерии отнесения объектов НВОС к объектам I, II, III и IV категорий утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2398 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий».
На кого возлагается обязанность по постановке на государственный учет участка пользования недрами в качестве объекта НВОС?
В соответствии со статьей 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Согласно статье 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» постановку объектов НВОС осуществляют юридические лица и индивидуальные предприниматели, которым дано право на пользование участком недр, вне зависимости от целевого назначения работ, связанных с пользованием недрами, в определённых границах специальным государственным разрешением в виде лицензии.
В какие сроки осуществляется постановка на учет участка пользования недрами?
Согласно статье 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» постановку объектов НВОС осуществляют юридические лица и индивидуальные предприниматели, которым дано право на пользование участком недр в определённых границах специальным государственным разрешением в виде лицензии в соответствии со статьей 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах».
Статьей 10 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» установлено, что сроки пользования участками недр исчисляются с момента государственной регистрации лицензий на пользование этими участками недр.
Таким образом, постановке на государственный учет объектов НВОС подлежит лицензионный участок не позднее чем в течение шести месяцев с момента государственной регистрации лицензии на пользование этим участком недр.
Как заполнить заявку о постановке на государственный учет участка пользования недрами в качестве объекта НВОС, если отсутствуют источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и выпуски сброса сточных вод?
В заявке о постановке объекта НВОС на государственный учет, форма которой утверждена приказом Минприроды России от 23.12.2015 № 554 «Об утверждении формы заявки о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью» в числе прочего предусмотрено указание следующей информации:
сведения о стационарных источниках выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (отдельно по каждому источнику в рамках объекта) с указанием их географических координат;
сведения о количестве и составе выбросов в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов (отдельно по каждому загрязняющему веществу от каждого источника);
сведения о выпусках и сбросах сточных вод (отдельно по каждому выпуску/сбросу в рамках объекта) с указанием их географических координат;
сведения о размещении отходов производства и потребления (для каждого объекта размещения отходов) с указанием их географических координат.
Достоверность сведений, указанных в заявке о постановке объекта НВОС на государственный учет, подтверждается юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах.
Вместе с тем, учитывая специфику и дифференциацию объектов НВОС, а также положения абзацев 13 и 15 статьи 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ), у отдельно взятых объектов НВОС перечисленная выше информация может быть представлена в заявке в виде нулевых значений и (или) информацией об отсутствии источников загрязнения окружающей среды.
Представление иных сведений и документов при постановке объекта НВОС на государственный учет статьей 69.2 Федерального закона № 7-ФЗ не предусмотрено.
Как поставить на государственный учет строительство скважин, в том числе геологоразведочных, наблюдательных и т.д.?
Статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ) установлено, что объектом НВОС является объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков.
Согласно пункту 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) к объектам капитального строительства относятся: здания, строения, сооружения, объекты, строительство которых не завершено, за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).
Таким образом, осуществление на объекте НВОС хозяйственной и (или) иной деятельности по строительству объектов капитального строительства попадает под приведенное в статье 1 Федерального закона № 7-ФЗ определение объекта НВОС.
Критерии отнесения объектов НВОС к объектам I, II, III и IV категорий утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2398 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий» (далее – Критерии № 2398).
Согласно подпункту 3 пункта 6 и пункту 11 Критериев № 2398 осуществление на объекте НВОС хозяйственной и (или) иной деятельности по строительству объектов капитального строительства является основанием для отнесения такого объекта НВОС к объектам III или IV категории в зависимости от продолжительности осуществления указанной деятельности.
Подпунктом 2 пункта 5 статьи 51 ГрК РФ установлено, что разрешение на строительство выдается в случае осуществления строительства, реконструкции объекта капитального строительства на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами (за исключением работ, связанных с пользованием участками недр местного значения), федеральным органом управления государственным фондом недр.
Согласно статье 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее – Закон № 2398-1) предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Таким образом, в соответствии с пунктом 6 статьи 69.2 Федерального закона № 7-ФЗ в случае изменения характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды, сбросов загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, объектов размещения отходов производства и потребления на период строительства, реконструкции объекта капитального строительства на земельном участке, предоставленном пользователю недр, в соответствии со статей 11 Закона 2398-1, сведения об объекте НВОС, поставленном на государственный учет, подлежат актуализации пользователем недр.
Надо ли ставить участок недр на учет как отдельный объект НВОС, если он находится на территории основного объекта НВОС?
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ) объектом НВОС является объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков.
Таким образом, при наличии совокупности объектов существуют 2 альтернативных признака единого объекта НВОС (достаточно одного из них или обоих), которые следует учитывать при его идентификации:
- единое назначение;
- неразрывная физическая или технологическая связанность.
При этом неразрывная технологическая связанность совокупности объектов заключается в невозможности осуществления хозяйственной и (или) иной деятельности с использованием объекта НВОС или возникновении существенных затруднений при ее осуществлении в случае отсутствия хотя бы одного из объектов совокупности, составляющей объект НВОС.
Учитывая изложенное, если объект пользования недрами (например, водозаборные скважины, расположенные в границах земельного участка основного объекта НВОС) неразрывно физически или технологически связан с основным производственным объектом (например, в части снабжения водой основной производственной площадки), то такая совокупность объектов имеет признак единого объекта НВОС и сведения об объекте НВОС, поставленном на государственный учет, подлежат актуализации в связи с изменением характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды, изменением характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления согласно пункту 6 статьи 69.2 Федерального закона № 7-ФЗ.
В соответствии с каким пунктом Критериев следует ставить на учет объект НВОС, на котором осуществляется деятельность исключительно по добыче подземных вод более 500 куб. метров в сутки при условии отсутствия выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду?
Согласно подпункту 4 пункта 6 раздела III Критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2398 (далее – Критерии № 2398), осуществление на объекте НВОС хозяйственной и (или) иной деятельности исключительно по добыче подземных вод, за исключением деятельности, указанной в пункте 10 настоящих Критерий № 2398, является критерием отнесения такого объекта НВОС к III категории.
При этом, в заявке о постановке объекта НВОС на государственный учет, форма которой утверждена приказом Минприроды России от 23.12.2015 № 554 «Об утверждении формы заявки о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью» в числе прочего предусмотрено указание следующей информации:
сведения о стационарных источниках выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (отдельно по каждому источнику в рамках объекта) с указанием их географических координат;
сведения о количестве и составе выбросов в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов (отдельно по каждому загрязняющему веществу от каждого источника);
сведения о выпусках и сбросах сточных вод (отдельно по каждому выпуску/сбросу в рамках объекта) с указанием их географических координат;
сведения о размещении отходов производства и потребления (для каждого объекта размещения отходов) с указанием их географических координат.
Достоверность сведений, указанных в заявке о постановке объекта НВОС на государственный учет, подтверждается юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах.
Вместе с тем, учитывая специфику и дифференциацию объектов НВОС, а также положения абзацев 13 и 15 статьи 1 Федерального закона № 7-ФЗ, у отдельно взятых объектов НВОС перечисленная выше информация может быть представлена в заявке в виде нулевых значений и (или) информацией об отсутствии источников загрязнения окружающей среды.
Относятся ли к объектам НВОС I категории на основании подпунктов 9, 10 пункта 1 Критериев объекты, на которых производство продукции осуществляется путем смешивания нескольких компонентов (химических веществ)?
В соответствии с терминами и определениями национального стандарта Российской Федерации «Идентификация химической продукции. Общие положения» (ГОСТ Р 57443-2017):
химическая продукция – это товарная продукция, произведенная в соответствии с конкретным нормативным документом или технической документацией и выпускаемая в обращение с сопроводительной документацией, показатели и назначение которой в значительной степени зависят от ее химического состава;
химическое вещество – это химические элементы и (или) их соединения, находящиеся в естественном состоянии или полученные в результате любого производственного процесса, включая любые добавки, необходимые для обеспечения стабильности, и любые примеси, обусловленные процессом его получения, исключая любой растворитель, который можно отделить без нарушения стабильности химического вещества или изменения его состава.
Кроме прочего, химико-технологическим процессом является последовательность химических и физико-химических процессов целенаправленной переработки исходных веществ в продукт.
В совокупном химико-технологическом процессе выделяются следующие виды отдельных процессов и операций, классифицированных по их основному назначению, и соответствующие аппараты и машины в которых они осуществляются:
механические и гидромеханические процессы – перемещение материалов, изменение их формы и размеров, сжатие и расширение, смешение и разделение потоков. Все они протекают без изменения химического и фазового состава обрабатываемого материала. Для проведения этих процессов предназначены транспортеры, питатели, дробилки, диспергаторы, формователи, компрессоры, насосы, смесители, фильтры и т.д.;
теплообменные процессы – нагрев, охлаждение, изменение фазового состояния. Химический и фазовый состав в них не меняется. Процессы протекают в теплообменниках, кондансаторах, кипятильниках, плавислках, сублиматорах;
массообменные процессы – межфазный обмен, в результате которого меняется компонентный состав контактирующих фаз без коренного изменения химического состава, т.е. химических превращений. К ним относятся растворение, кристаллизация, сушка, дистилляция, ректификация, абсорбция, экстракция, десорбция, осуществляемые в соответствующих аппаратах – сушилках, дистилляторах, ректификаторах, абсорберах, экстракторах, десорберах.
Таким образом, перемешивание/смешивание – это процесс объединения различных материалов для получения нового однородного химического продукта.
Учитывая изложенное, объекты НВОС, на которых осуществляется хозяйственная и (или) иная деятельность по производству химических веществ и химических продуктов путем смешивания нескольких исходных веществ, подлежат отнесению к объектам I категории НВОС в соответствии с подпунктами 9, 10 пункта 1 раздела I Критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2398.
Как актуализировать сведения об объекте НВОС?
Согласно пункту 6 статьи 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» сведения об объектах НВОС подлежат актуализации в связи с представлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями сведений:
о замене юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, реорганизации юридического лица в форме преобразования, об изменении его наименования, адреса (места нахождения), а также об изменении фамилии, имени, отчества (при наличии), места жительства индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность;
об изменении места нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду;
об изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды;
об изменении характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления.
Требования к осуществлению государственного учета объектов НВОС, в том числе к актуализации учетных сведений об объекте НВОС, установлены Правилами создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2016 № 572, и Административным регламентом предоставления государственной услуги по государственному учету объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, утвержденным приказом Росприроднадзора от 06.02.2020 № 104 (далее – Административный регламент).
Актуализация учетных сведений об объекте НВОС осуществляется на основании заявления о предоставлении сведений и документов для актуализации сведений об объекте НВОС и документов, подтверждающих необходимость актуализации (далее – заявительные документы).
В соответствии с пунктом 20 Административного регламента заявительные документы направляются посредством почтового отправления с описью вложения и уведомлением о вручении или в электронной форме через личный кабинет в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://lk.rpn.gov.ru/ с использованием федеральной государственной информационной системы «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме» в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.
Какие документы необходимы для предоставления государственной услуги по актуализации сведений об объекте НВОС в государственном реестре?
В соответствии подпунктом «б» пункта 14 Административного регламента предоставления государственной услуги по государственному учету объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, утвержденного приказом Росприроднадзора от 06.02.2020 № 104 (далее – Административный регламент), заявительными документами для случая актуализации сведений об объекте НВОС являются заявление о предоставлении сведений и документов для актуализации сведений об объекте НВОС и прилагаемые к нему документы, необходимые для актуализации сведений.
Пунктом 17 Административного регламента установлено, что документами, подтверждающими необходимость актуализации сведений об объекте НВОС, являются представленные заявителем сведения:
о замене юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте НВОС, о реорганизации юридического лица в форме преобразования, об изменении его наименования, адреса (местонахождения), а также об изменении фамилии, имени, отчества (при наличии), места жительства индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность;
об изменении места нахождения объекта НВОС;
об изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды;
об изменении характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления.
Согласно пункту 20 Административного регламента заявительные документы направляются посредством почтового отправления с описью вложения и уведомлением о вручении или в электронной форме через личный кабинет в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://lk.rpn.gov.ru/ с использованием федеральной государственной информационной системы «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме» в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.
Пунктом 75 Административного регламента определены следующие основания для отказа в актуализации сведений об объекте НВОС, содержащихся в федеральном государственном реестре:
установление факта представления информации лицами, не являющимися заявителями в соответствии с положениями Административного регламента;
непредставление сведений, предусмотренных пунктом 17 Административного регламента;
представление сведений и документов, содержащих неполную, недостоверную и (или) искаженную информацию, необходимую для предоставления государственной услуги.
Срок предоставления государственной услуги по актуализации сведений об объекте НВОС?
В соответствии с пунктом 12 Административного регламента предоставления государственной услуги по государственному учету объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, утвержденного приказом Росприроднадзора от 06.02.2020 № 104 (зарегистрирован Минюстом России 23.03.2020, рег. № 57808), актуализация сведений об объекте НВОС, включенном в федеральный государственный реестр объектов НВОС, включая направление уведомления заявителю о результате предоставления государственной услуги, осуществляется в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня поступления в уполномоченный орган заявления о предоставлении сведений и документов для актуализации сведений.
Что является результатом выполнения административных процедур при актуализации сведений объекте НВОС?
В соответствии с пунктом 77 Административного регламента предоставления государственной услуги по государственному учету объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, утвержденного приказом Росприроднадзора от 06.02.2020 № 104 (зарегистрирован Минюстом России 23.03.2020, рег. № 57808), результатом выполнения административной процедуры при актуализации сведений об объекте НВОС является направление заявителю свидетельства об актуализации сведений об объекте НВОС, содержащихся в федеральном государственном реестре, или уведомления об отказе в актуализации сведений об объекте НВОС, содержащихся в федеральном государственном реестре. Получение заявителем результата предоставления государственной услуги осуществляется в зависимости от способа, указанного в заявительных документах: лично на руки, посредством почтового отправления, в форме электронного документа, подписанного, электронной подписью.
Фиксация результата административной процедуры осуществляется в системе электронного документооборота путем присвоения регистрационного номера сопроводительному письму о направлении заявителю результата предоставления государственной услуги.
Как актуализировать сведения об объекте НВОС в связи с вступлением в силу новых критериев отнесения объектов НВОС к объектам I, II, III и IV категорий?
Пунктом 6 статьи 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определен исчерпывающий перечень оснований для актуализации сведений об объектах НВОС, содержащихся в государственном реестре объектов НВОС.
Изменение нормативных правовых актов, в том числе вступление в силу Критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2398, не входит в указанный перечень оснований.
Как снять объект НВОС с государственного учета?
Пунктами 11, 12 статьи 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определено, что снятие с государственного учета объектов НВОС осуществляется по месту постановки их на учет в связи с представлением юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями сведений о прекращении деятельности на объекте НВОС.
Документом, подтверждающим прекращение деятельности на объекте НВОС, является акт о его консервации или ликвидации.
Иные основания для снятия объекта НВОС с государственного учета законодательством не предусмотрены.
Требования к государственному учету объектов НВОС, в том числе к снятию объектов НВОС с государственного учета, установлены Правилами создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2016 № 572, и Административным регламентом предоставления государственной услуги по государственному учету объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, утвержденным приказом Росприроднадзора от 06.02.2020 № 104 (зарегистрирован Минюстом России 23.03.2020, рег. № 57808).
Срок предоставления государственной услуги по снятию объекта НВОС с государственного учета?
В соответствии с пунктом 12 Административного регламента предоставления государственной услуги по государственному учету объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, утвержденного приказом Росприроднадзора от 06.02.2020 № 104 (зарегистрирован Минюстом России 23.03.2020, рег. № 57808), снятие объекта НВОС с государственного учета, включая направление уведомления заявителю о результате предоставления государственной услуги, осуществляется в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня поступления в уполномоченный орган заявления о предоставлении сведений и документов о прекращении деятельности на объекте НВОС для снятия объекта НВОС с государственного учета и документов, подтверждающих необходимость снятия объекта НВОС с государственного учета.
Что является результатом выполнения административных процедур по снятию объекта НВОС с государственного учета?
В соответствии с пунктом 85 Административного регламента предоставления государственной услуги по государственному учету объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, утвержденного приказом Росприроднадзора от 06.02.2020 № 104 (зарегистрирован Минюстом России 23.03.2020, рег. № 57808), результатом выполнения административной процедуры по снятию объекта НВОС с государственного учета является направление заявителю свидетельства о снятии объекта НВОС с государственного учета или уведомления об отказе в снятии объекта НВОС с государственного учета. Получение заявителем результата предоставления государственной услуги осуществляется в зависимости от способа, указанного в заявительных документах: лично на руки; посредством почтового отправления; в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.
Фиксация результата административной процедуры осуществляется в системе электронного документооборота путем присвоения регистрационного номера сопроводительному письму о направлении заявителю результата предоставления государственной услуги.
Установлена ли форма акта консервации или ликвидации для снятия с государственного учета объектов НВОС?
Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» требования к форме и содержанию акта о консервации или ликвидации объекта НВОС не установлены.
При составлении акта о консервации или ликвидации объекта НВОС рекомендуется использовать законодательно установленные формы аналогичных документов, например, акт о консервации объекта основных средств или акт о списании объекта основных средств.
Форма акта о консервации (расконсервации) объекта основных средств утверждена приказом Минфина Российской Федерации от 15.04.2021 № 61н «Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и методических указаний по их формированию и применению», форма акта о списании объекта основных средств утверждена постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 21.01.2003 № 7 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств».
Как снять с государственного учета строительную площадку?
Пунктом 11 статьи 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ) установлено, что снятие с государственного учета объектов НВОС осуществляется по месту постановки их на учет в связи с представлением юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями сведений о прекращении деятельности на объекте НВОС.
Документом, подтверждающим прекращение деятельности на объекте НВОС, согласно пункту 12 статьи 69.2 Федерального закона № 7-ФЗ является акт о его консервации или ликвидации.
Иные основания для снятия объектов НВОС с государственного учета законодательством Российской Федерации не предусмотрены.
В соответствии со статьей 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ деятельность по строительству объекта капитального строительства завершается при получении разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.
Таким образом, для снятия строительной площадки с государственного учета после завершения работ по строительству необходимо представить в уполномоченный орган, в котором указанный объект НВОС поставлен на государственный учет, заявление о предоставлении сведений и документов о прекращении деятельности на объекте НВОС для снятия объекта НВОС с государственного учета и документы, подтверждающие необходимость снятия объекта НВОС с государственного учета.
Как снять с государственного учета объект НВОС в связи с продажей объекта НВОС физическому лицу?
Пункт 1 статьи 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ) возлагает обязанность по постановке объектов НВОС на государственный учет на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах.
При продаже объекта НВОС физическому лицу такой объект подлежит снятию с государственного учета объектов НВОС в связи с прекращением хозяйственной и (или) иной деятельности юридическим лицом на объекте.
Пунктами 11, 12 статьи 69.2 Федерального закона 7-ФЗ определено, что снятие с государственного учета объектов НВОС осуществляется по месту постановки их на учет в связи с представлением юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями сведений о прекращении деятельности на объекте НВОС.
Документом, подтверждающим прекращение деятельности на объекте НВОС, является акт о его консервации или ликвидации.
Как снять с государственного учета объект НВОС в случае продажи одним юридическим лицом объекта НВОС другому юридическому лицу?
Согласно пункту 6 статьи 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ) в случае замены юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте НВОС, сведения об объекте НВОС подлежат актуализации.
Пунктами 7, 8 статьи 69.2 Федерального закона № 7-ФЗ установлено, что сведения о замене юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих деятельность на объекте НВОС, подтверждаются документами о смене собственника (владельца), осуществляющего хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте НВОС (например, выписка из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество, копия (выписка) договора аренды, содействия и т.д.), которые представляются в срок не позднее чем через тридцать дней со дня государственной регистрации таких изменений.
Пункт 9 статьи 69.2 Федерального закона № 7-ФЗ предусматривает направление свидетельства об актуализации учетных сведений юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте НВОС.
Снятие объекта НВОС с государственного учета в случае его продажи одним юридическим лицом другому юридическому лицу не осуществляется.
Что такое «проектная мощность» птицеводческих предприятий?
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 Раздела I, подпунктом 11 пункта 2 Раздела II Критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2398, осуществление на объекте НВОС хозяйственной и (или) иной деятельности по разведению сельскохозяйственной птицы является критерием отнесения такого объекта как к I, так и ко II категории в зависимости от проектной мощности, рассчитываемой по количеству птицемест.
Число птицемест на птицеводческих предприятиях определяется в процентах от требуемого (согласно заданной мощности предприятия или по расчету) среднегодового поголовья в зависимости от принятых технологических схем выращивания ремонтного молодняка, продуктивного использования и выбытия взрослой птицы с учетом падежа и вынужденного убоя, а также периодов профилактических перерывов в птичниках в порядке, предусмотренном пунктами 6.3, 6.3.1, 6.4.3 Методических рекомендаций по технологическому проектированию птицеводческих мероприятий РД-АПК 1.10.05.04-13, утвержденных Минсельхозом России 01.11.2013.
Таким образом, проектная мощность птицеводческого предприятия является постоянной величиной, характеризующей максимальное количество голов, размещаемых в птичнике одномоментно.